Категории
Применение тракторных масел
Относительно новые поколения строительной и сельскохозяйственной техник выдвигают разные требования к функциональным жидкостям. В целях упрощена технического обслуживания, а также из общей необходимости рационализировать складские запасы были разработаны универсальные масла, удовлетворяющие требованиям такой техники.Эти масла должны гарантировать долговечность машин в любых климатических условиях, а также увеличивать интервалы между заменами масла и снижать простой. Производители масел приветствуют их возможное применение в различных машинах и оборудовании.В настоящее время в этой области доминируют две разновидности масел, которые различаются по их конкретной области применения. Это универсальные тракторные трансмиссионные масла (UTTO) и универсальные супертракторные масла (STOU). В табл. 1 показано, в каких узлах трактора масла этих типов находят применение.
UTTO | STOU |
---|---|
Гидравлическая система | Гидравлическая система |
Коробка передач | Коробка передач |
Мокрые тормоза | Мокрые тормоза |
Двигатель |
Одновременно с прогрессом в области технологий автомобилестроения и относительном упрощении конструкций задних мостов требования к тракторным маслам резко возросли. В наши дни техника оснащена на уровне лучших мировых стандартов гидравлическими системами, гидродинамическими проводными механизмами (замедлители/распределение мощности) или мокрыми (масляными) системами вместо ручных коробок передач и простых конструкций задних мостов в тракторах прежних поколений. В прошлом для общей смазки и для гидравлических контуров применялись простые моторные масла или малоингибированные моторные масла.Технический прогресс в конструкции тракторов требует значительного улучшения качества функциональных и рабочих жидкостей — аналогично тому, как это происходит во всей области автотранспортных средств. Наряду с крупными достижениями в технологии производства присадок, позволяющими решать более сложные технические проблемы, достигнуто многое в повышении окислительной стабильности жидкостей, что отражает резко возросшую удельную отдаваемую мощность и меньшие объемы масла.Всесезонное применение теперь стало стандартным для тракторных масел так как и для моторных масел во всем автотранспортном секторе. В результате этого классы вязкости (определяемые по SAE J300) и, следовательно, температурные диапазоны расширились от SAE 15W-30 и 10W-30 до 15W-40, 10W-40 и 5w-40.Характеристики таких универсальных масел в качестве гидравлических жидкостей соответствуют по меньшей мере HLP и HVLP классам, потому что содержание в них присадки гарантируют универсальное применение.Так как эти продукты применяются в коробках передач и в мокрых тормозных устройствах, к ним предъявляются более жесткие требования.
Высоконагруженые приводные механизмы нуждаются в серьезной защите от износа и более продолжительном сроке службы смазочного материала. Пригодность к применению в коробках передач, как правило, определяется API категорией, обычно не менее GL-4. Однако фирменные спецификации, например ZF TE-ML 06/07, Allison с-4, Caterpillaг то-2, могут также быть удовлетворены. В 60-х гг. прошлого столетия началось использование этих жидкостей в мокрых тормозных системах, что явилось особым вызовом для их состава. Такие масла должны обладать высокой термической стабильностью и сбалансированными и стабильными фрикционными характеристиками в тормозах, причем не только по соображениям безопасности. Слишком высокие или слишком низкие значения трения могут легко привести не только к черезмерному износу вкладышей и дисков, но также к неравномерному торможению и неприятному скрежету тормозов. Точная корректировка этих жидкостей с помощью специальных модификаторов трения является одним из самых трудных аспектов разработки таких масел. Если UTTO масла могут удовлетворять вышеперечисленным областям применения, то для их использования в качестве моторных масел требуются совершенно другие присадки. Кроме присадок к UTTO маслам, снижающих трение и износ, обеспечивающих низкотемпературную и окислительную стабильность, защиту от коррозии и ингибирование пенообразования, моторные масла нуждаются в дополнительном количестве моюще-диспергирующих агентов, обеспечивающих чистоту двигателя и адекватное диспергирование шлама (особенно сажи). Двигатели с нормальным всасыванием нуждаются, как правило, в масле не ниже API CE класса. В случае двигателя с турбонаддувом — в масле API CF или CF-4. Во многих случаях производители тракторных двигателей выдают «добро» на масла после их успешного испытания в соответствующих двигателях, например Mercedes-Benz Sheet 227.0/1 и 228.0/1 или MAN 270/271.Новейшее поколение тракторных масел не только содержит продукты со значительно более высокими значениями характеристик по сравнению с маслам; прежних поколений, но и обладают лучшей экологической совместимостью. Такие продукты часто содержат рапсовое или подсолнечное базовые масла или синтетические, легко биологически разлагаемые сложные эфиры.Производители тракторов теперь разрабатывают и публикуют свои фирменные спецификации на жидкости, которые удовлетворяют всем специфическим требованиям соответствующих машин. В табл. 2 приведены некоторые спецификации производителей.
Производитель | Тип масла | Спецификация |
---|---|---|
AGCO Massey Ferguson | STOU | M 1139, M 1144 |
AGCO Massey Ferguson | UTTO | M 1135, M 1141, M 1143 |
Ford | STOU | M2C159-B/C |
Ford | UTTO | M2C86B/M2C134D |
J I. Case | UTTO | MS 1207, MS 1209, MS 1210 |
John Deere | STOU | J27 |
John Deere | UTTO | J20C, J20D |
New Holland | UTTO | FNHA-2-C 201.00 |